Озащите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Варьеганский детский сад комбинированного вида "Олененок" 

ул. Центральная, 17, с. Варьеган, Нижневартовский район, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра  (Тюменская область), 628638

О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

 

 

 

         29 декабря 2010 года был принят федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Он вступит в силу с 1 сентября 2012 года. Прочитать текст можно  здесь.

 

 

                              РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

            Несмотря на демократизацию жизни в нашей стране (которую многие интерпретируют  как вседозволенность), на свободу выбора, в том числе и ребёнка, родителям необходимо помнить и неукоснительно выполнять следующие ТРЕБОВАНИЯ.

1. В отсутствии цензуры как таковой (как политико–нравственной системы) каждый человек, тем не менее, а в особенности родители,  должен руководствоваться адекватными нормами в отношении воспитания ребёнка, формирования его как личности и  как гражданина.

1.1.   Согласно социальным нормам («правила, в соответствии с которыми в данном обществе строятся взаимоотношения и поведение людей») любые социальные явления, воздействующие на личность  как элемент общества, должны отвечать прежде всего идеалам гуманизма: справедливости, долгу, чести, добродетели и пр.

1.2.   К сожалению, ни на государственном, ни на семейном уровне не регламентировано, сколько и что смотреть ребёнку по телевизору. В связи с этим вступают в силу нормы моральные («одна из наиболее простых форм нравственноготребования; выступает в двояком виде – как элемент моральных отношений и как форма морального сознания»), которые составляют основу педагогической культуры родителя, систему его воспитательных ценностей, которая в идеале и должна составлять ядро гуманизма.

      Социальный опыт (в т.ч. научные исследования, посвящённые «телезависимости» детей и подростков, мнения выдающихся педагогов и психологов, медиков и юристов и пр.) подсказывает, что:

    а) Продолжительность пребывания ребёнка-дошкольника у телевизора должна находиться в чёткой взаимосвязи с его эмоциональным складом, интеллектуальными возможностями, физическими данными и т.п. Большинство учёных (медики, педагоги, психологи) определяют верхний порог утомляемости дошкольника в этом аспекте как два часа. В случае перегрузки психическое и даже физическое здоровье ребёнка находится под прямой угрозой к негативному (а порой и необратимому!) развитию. Поэтому нужно ограничивать телепросмотр  для малышей под разными предлогами (этического или же физиологического свойства).

    б) Основными методами регуляции процесса визуализации телепрограмм для ребёнка-дошкольника могут быть:

- беседы  с воспитателями ДОУ и детскими психологами (о пользе и вреде тех или иных передач, подражания тем или иным героям и пр.);

-  личные и общественные примеры  (с показом прежде всего  позитивных и негативных моментов, прекрасного и безобразного, доброго и злого и пр.);

- игры (желательно т.н. дидактические, т.е. одновременно развивающего и воспитывающего характера);

- образовательные программы (в т.ч. и телевизионные, и компьютерные).

    2. Постепенно ребёнок должен овладевать необходимыми знаниями, связанными с телевидением на уровне привычек (причем, привычек хороших, сообразных адекватному восприятию действительности и виртуального мира, познаваемого через экран телевизора или монитора компьютера, что иногда равнозначно). В этой связи, Вам необходимо повышать свой культурный уровень. Для решения этой непростой проблемы целесообразно самим тщательным образом просматривать телепрограммы и выбирать из них те, которые доступны Вашим детям как в плане интеллектуальном, так и  эмоциональном. Но с тем расчётом, что после просмотра каждого конкретного телематериала сознание и психика ребёнка подвергается некоторой трансформации (преображению). Вопрос лишь в том, в какую сторону будет направлена эта информация.

          Например, в случае «передозировки» программ, связанных со сценами насилия, жестокости и агрессивности, эта трансформация будет носить явно негативный характер.  Необходимо постоянно помнить, что в неокрепшей личности ребёнка некоторые процессы, увы, необратимы.

    3. Очень важно добиться взаимопонимания и согласия с Вашим ребёнком в отношении конкретных установок (что смотреть, когда смотреть, сколько смотреть) между отдельными членами Вашей семьи (чтобы не получилась, образно говоря,   схема «лебедь, рак и щука»). Ребёнку очень важно видеть цель воспитания через поведение самих взрослых и в первую очередь ближайшего окружения (мама, папа).

    В любом случае ребёнок соизмеряет свои наблюдения, мнения, идеи со взрослыми людьми (подражание). Таким образом, через подражание развивается и самостоятельные элементы в личности и психике ребёнка, что ведёт, в конечном счёте, к его собственной «продукции», к положительным эмоциям и образам, а в итоге -  и смыслу жизни.

    4. Отцу или матери необходимо периодически знакомиться не только с беллетристикой (т.е. литературным изданиям т.н. бытового уровня) по проблеме агрессивного воздействия масс-медиа на самосознание ребёнка, но и следить за новинками научной литературы. В частности, этого можно добиться через постоянные тесные контакты своспитателем, достаточно эрудированным в данной области (консультации, родительские собрания, презентации и пр.), а также через постоянное посещение специальных занятий, консультаций и лекториев, проводимых ДОУ.

 

Детям до 16 у нас теперь никак нельзя будет столкнуться с:

·         изображением или описанием несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания (а если правдиво показаны и описаны их последствия - это строго 18+);

·         неэпизодическим изображением или описанием жестокости и (или) насилия (за исключением применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства - т.е., показать, как милиция стреляет в преступника или советский солдат в фашиста можно, а вот наоборот - нельзя); кроме того, если насилие показывается без выражения сострадания к жертве и без осуждения жестокости - это строго 18+;

·         любой информацией о наркотических средствах или психотропных веществах - т.е., даже нельзя рассказать о их вредных последствиях;

·         любой бранью, даже не являющаяся нецензурной;

·         неэпизодическими описаниями половых отношений мужчины и женщины (причём именно мужчины и женщины); при этом описания, «эксплуатирующие интерес к сексу» и описания действий сексуального характера - строго 18+.

Итого - практически любой фильм и любая книга попадут в категорию 16+, а то и 18+. Чтобы не быть голословным:

Достоевский, «Преступление и наказание» - 18+ (натуралистическое изображение процесса лишения жизни);

Конан Дойл, книги про Шерлока Холмса - 18+ (употребление наркотиков);

Стивенсон, «Остров сокровищ» - 18+ (оправдывается противоправное поведение - пиратство);

Операция «Ы» - 18+ (показывается насилие без выражения сострадания к жертве и (или) отрицательного, осуждающего отношения к жестокости).

(В скобках можно заметить, что перечисленное выше подпадает под оговорку о продукции, «имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества» — но суть не в этом, а в том, что вполне невинные и уже много лет считавшиеся не то что подходящими для детей, а даже специально для них предназначенные произведения по закону попадают в категорию «только для взрослых»).

Дата последнего обновления страницы 01.07.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения