I. Здоровьесберегающая технология
Забота об обеспечении комфортных, безопасных, здоровьесберегающих условий пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении является приоритетной задачей. Внедрение в учебный процесс Программы здоровья «Витаминка» дало возможность кроме традиционной двигательной деятельности детей включить в воспитательно-образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики:
- пятиминутки здоровья, пальминг для глаз;
- двигательные переменки между занятиями;
- национальные подвижные игры во всех видах деятельности образовательного процесса;
- походы, мини-туризм;
- оздоровительный бег;
- проведение дней здоровья (каждую пятницу);
- проведение недели здоровья (каникулярное время);
- физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице;
- образовательных ситуаций, способствующих формированию у дошкольников осознанного отношения к собственному здоровью и основ безопасности жизнедеятельности.
II. Коррекционно-педагогическая технология
В ДОУ, как основное направление, организована работа по обучению детей связной речи в специально организованной деятельности и в повседневной жизни. В основе работы, лежит комплексный подход, который направлен на решение взаимосвязанных задач на одном занятии, охватывающих разные стороны речевого развития - фонетическую, лексическую, грамматическую и на их базе - задачу развития связной речи. В основу коррекционной работы положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами. На индивидуальных занятиях дети перевоплощаются в инопланетян, героев сказок, зверей и т.д., и, таким образом, развивается воображение, творческая фантазия, отрабатывается интонационная выразительность речи. Так же в своей работе логопед использует на занятиях психогимнастику, релаксацию, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание.
Систематическая, планомерная работа, целенаправленная работа всех служб и специалистов, том числе социальной службы ДОУ, дает хорошие результаты по подготовке детей к школе.
III. Проблемно-игровая технология
Проблемно-игровая технология основывается на идеях развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.А. 3анков и др.), проблемного обучения как разновидности развивающего и личностно-ориентированной модели воспитания. Она позволяет по-новому предъявлять детям учебный материал. Реализуя проблемно-игровую технологию, педагог имеет возможность:
- развивать у ребенка интерес к познанию мира людей, природы, предметного мира, потребность узнавать новое;
- помочь детям освоить базисные представления (этно-культурные, экологические и др.) об окружающем предметном мире духовных и материальных ценностей, накопить первичный опыт в социализации отношениях;
- развивать познавательные способности, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.
- развивать у детей самостоятельность, любознательность, ответственность, способность творчески мыслить и др.
Педагогами разработана серия сюжетно-ролевых игр, выстроенная с учетом последовательности и усложнения задач патриотического воспитания и психолого-физиологических особенностей детей дошкольного возраста.
Первая серия - «Моя семья» разработана с целью ознакомления детей с семейными традициями, с родами «Щуки», «Медведя», «Лося», «Бобра».
Вторая серия игр - «Традиционные виды труда» знакомит с передачей трудового опыта, обрядов, обычаев, традиционной культуры в целом.
В третьей серии игр - «Рукоделие» дошкольники получают начальные сведения об декоративно-прикладном творчестве коренных народов Севера.
Игры четвертой серии - «Мир природы» знакомят детей с основами экологического воспитания дошкольников.
IV. Технология экологического образования дошкольников
Современная экологическая ситуация актуализировала необходимость оптимизации отношений общества и природы как комплексной проблемы науки и практики. С этой целью с 2005 года в ДОУ реализуется проект «Экологическая тропа». Главное назначение экологической тропы для дошкольников не столько информационное, сколько деятельностно-игровое. С помощью игр, наблюдений, экскурсий проводимых на тропе реализуются содержательные основные линии технологии экологического образования дошкольников, такие как:
1. Человек – биосоциальное существо
2. Взаимодействие человека и природы
3. Человек и его здоровье в условиях региона.
Формы экологического образования дошкольников
1. Занятия
2. Познавательные минутки
3. Целевые прогулки
4. Экскурсии
5. Развлечения и досуги
6. Природоохранительные акции
V. Технология музейной педагогики
Мы считаем, что музейная педагогика в детском саду является одним из важных компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе. В детском саду создан музей народного быта, целью которого является знакомство детей
дошкольного возраста с народной культурой прошлого. Большое внимание уделяем вопросам планирования работы музея, культурно-просветительской и краеведческой деятельности.
Музей народного быта расширяет представления детей об окружающем мире, знакомит с народной культурой, хранит словесный ключ к пониманию фольклорных сказок, многие реалии которых давно ушли из жизни не только современных детей, но и их родителей.
В музее детского сада имеется фонд подлинных материалов, которые составляют его основу. Для создания музейной экспозиции привлекаются родители, бабушки, дедушки.
Детский сад «Олененок» богат традициями одна из них взаимодействие с «Варьеганским парком-музеем под открытым небом». Сотрудники музея проводят с детьми экскурсии, мастер-классы, встречи со старожилами села, национальными поэтами и писателями.
VI. Технология по этно-обучению
Педагоги детского сада посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями национальной культуры народов Крайнего Севера, воспитать ребят в национальных традициях. С этой целью в ДОУ разработаны программы: «Северные просторы» (ознакомление дошкольников с обычаями и традициями народов ханты и лесные ненцы), «Бисеринка» (программа ознакомления с декоративно - прикладным искусством).
Программы предлагают образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования, мы предусмотрели для органического вхождения ребенка в современный мир широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой, экологией, игрой и трудом.
Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.
Курс обучения декоративно-прикладного искусства на базе детского сада дает детям возможность выразить себя и, в то же время, познакомится с культурой и бытом народов Севера. Педагоги учитывают национальные особенности, и дают не только знания и умения, но и развивают творческие способности детей, воспитывая в них любовь и уважение к декоративно-прикладному искусству народов Севера, интерес к культуре и быту.
VII. Информационно-коммуникативные технологии
Применение компьютерных технологий в учебном процессе дает возможность использовать в педагогической практике психолого-педагогические разработки, позволяющие интенсифицировать учебный процесс, реализовывать идеи развивающего обучения.
Использование компьютерных игр развивает «когнитивную гибкость» – способность человека находить наибольшее число принципиально различных решений задачи. Развиваются также способности к стратегическому планированию, осваиваются наглядно-действенные операции мышления.
Педагогами ДОУ разработаны электронные презентации к занятиям:
- «Путешествие в волшебный лес» интегрированное занятие с использованием природного материала старший дошкольный возраст;
- Фильм «Техника работы с природным материалом»;
- «Животные наших лесов»;
- ФЭМП – решение задач, сравнение предметов по величине обучение работы с линейкой, ознакомление с образованием числа 20 и с новой счетной единицей;
- Сказка Незнайки «Однажды летом» - ознакомление с окружающим;
- Визуализация стихотворения «Осень»;
- Фильм «Экология и мы»;
- «Волшебные звуки» логопедические занятие в подготовительной группе. И др.
Электронные презентации для педагогов:
- Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений;
- Интернет-ресурсы для педагогов дошкольных образовательных учреждений;
- Учебные презентации
- Презентации к педагогическим советам, родительским собраниям. |