Профилактика правонарушений
Соисполнителем Указа и Плана мероприятий – Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в рамках информационной компании созданы рекламно-информационные материалы по вопросам продвижения ценностей семьи, ответственного родительства, недопущения жестокого обращения с детьми, семейного устройства детей-сирот
Перечень ссылок для скачивания
https://cloud.mail.ru/public/45Ka/Krr7fcCoR
https://cloud.mail.ru/public/5ucx/j4ZUHEadw
https://cloud.mail.ru/public/Eu3X/EeiUrY9YU
http://www.ya-roditel.ru/
https://cloud.mail.ru/public/JS8A/ypKjCMm23
https://cloud.mail.ru/public/Eyvk/2qMafnn9X
http://www.ya-roditel.ru/parents/familyadopt/
Доклад "О положении детей и семей, имеющих детей, в РФ" за 2014 год, рекомендации специалистам работающими с несовершеннолетними детьми с целью применения в работе при реализации основных задач по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
http://www.nvraion,ru/social/rkids/kidsave.php
В рамках информационной компании, направленной на формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства, предлагаем ссылку для скачивания социальных видеороликов (предложены управлением опеки и попечительства администрации района)
https://cloud.mail.ru/public/Ev1n/suPNEScKz
Профилактическая работа в ДОУ
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, не только для педагогов и психологов, но и для нашего общества в целом.
Организацию работы по данным направлениям в детском саду мы представляем в виде структурно - функциональной модели, которая условно состоит из трех блоков: информационно - аналитического, практического и контрольно - оценочного.
Деятельность учреждений должна быть направлена на решение многих социальных проблем. В данной работе мы подробнее остановимся на основных методах по социальной работе с агрессивными детьми.
Профилактическая и просветительская работа. Данная работа ведется как с ребёнком, так и с педагогами и родителями. Психологом детского сада разрабатываются занятия с элементами тренинга, целью которых является оптимизация взаимоотношений в группе, развитие толерантности, навыков конструктивного взаимодействия среди сверстников, поведения в конфликте, умения противостоять стрессу. Проведение игр для детей и родителей:
«Мой дом - моя крепость» (проанализировать взаимоотношения детей и родителей, раскрыть основные причины возникновения конфликтов, наметить пути решения конфликтных ситуаций);
«Мирись, мирись и больше не дерись» (помочь участникам осмыслить взаимоотношения со сверстниками с позиции толерантности, уважения к другому).
В процессе работы с родителями через родительские собрания, лектории решаются следующие задачи: переосмысление роли и позиции родителя, взаимопонимание и взаимоуважение прав и потребностей друг друга, выработка эффективного стиля взаимодействия с детьми, формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье. Систематические занятия на методических объединениях узких специалистов, в клубе для педагогов «Педагогическая неотложка», посвящены и проблемам взаимоотношения с агрессивными детьми, нарушителями дисциплины. В ходе занятий решаются следующие задачи: распознание и идентификация собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с асоциальными детьми, обучение приемам регуляции психического равновесия, снятие личных и профессиональных зажимов и ограничений, выработка эффективного стиля взаимодействия. Индивидуальная работа начинается с первичного знакомства, установления доверительного контакта, создания безопасной обстановки, мотивирования на совместную работу. Следующим этапом работы является диагностика с цель выявления характера агрессивности, причин ее возникновения. Затем разрабатывается программа работы с ребёнком, которая в процессе взаимодействия может меняться. В индивидуальной работе используются техники сказко-терапии, телесно - ориентированной терапии, арт-терапии.
Еще одна форма групповой работы, которая ведется в детском саду - это тренинг детско-родительских отношений. Такая форма работы вызывает самые положительные отклики со стороны родителей и детей. Цель таких встреч: увидеть, что есть общего в проблемах семей, формирование чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать другого, доверять друг другу. Групповые консультации помогают родителям справляться с проблемами, возникающими при воспитании детей. Во время бесед в группах родители рассказывают друг другу о своих трудностях и делятся опытом выхода из различных положений. Так они учатся друг у друга и постепенно начинают более объективно смотреть на проблемы своей семьи и семейной жизни вообще.
Преодоление поведенческих нарушений у детей возможно также через организацию развивающей среды. Л.С. Выготский писал: «Следя за больными детьми, в конечном счете, мы видим, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды…».
Построение развивающего пространства в группе детского сада, использование игр и экспериментирования с различными материалами, музыкального и светового оформления, фитодизайна и ароматерапии; возможность принести свою любимую игрушку и подушечку, с которой привык засыпать, позволяют сделать среду эмоционально комфортной, учитывающей возрастные особенности детей.
Специально организованное жизненное пространство в группе стимулирует активность ребенка, дает возможность выразить свои эмоции, проиграв их в различных ситуациях, делать его творцом своего предметного окружения и, следовательно, творцом своей личности.
Рекомендации родителям
Сброс напряжения.
при наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое;
· требования родителей не должны противоречить важнейшим потребностям ребенка (бегать, прыгать, рисовать, шумно играть);
· должна быть согласованность правил между родителями;
· тон предъявления требования или запрета должен быть дружественно -разъяснительным, а не повелительным;
· объяснение должно быть коротким и повторяться один раз.
Агрессивное поведение взрослых, отрицательные черты характера являются для ребенка предметом подражания. Многочисленные факты говорят о том, что насилие по отношению к детям оборачивается со временем насилием и жестокостью по отношению к родителям, особенно престарелым. Важно понимать, что невозможно навязать свою волю наказаниями.
Многие дети готовы получить любую порцию наказания, чтобы отстоять свои «права». Наказания могут давать лишь временные результаты, провоцируя в ребенке усиление своего неповиновения.
Спокойствие, только спокойствие!
Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от «излишков» активности? Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами - очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы «по ходу дела». Скажите себе: «Четкий распорядок дня» и постарайтесь сами стать более организованными.
А также воспользуйтесь такими советами:
Малыш не виноват, что он такой «живчик», поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного - снижение самооценки у него, чувство вины, что он «неправильный» и не может угодить маме с папой.
Научить ребенка управлять собой - ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут «агрессивные» игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: «Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)». Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.
В воспитании необходимо избегать двух крайностей - проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.
Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.
Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр).
В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответствовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.
«Движение - это жизнь», недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.
Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями. В этом случае нужна консультация специалиста.
Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть - не заставляйте его!
Подготовьте своему непоседе «поле для маневров»: активные виды спорта для него - просто панацея.
Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним («Тебе интересно это, давай посмотрим...»), но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.
Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним «рецепт» обретения внутренней гармонии - это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.
И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.
И все, спросите вы, а как же патологии и отклонения, которыми вас запугали в кабинете невролога? Риск есть, но успокоительными проблему не решить. Ведь что делают лекарства? Они подавляют активность ребенка, как бы тормозят его, но причина-то остается. Гиперактивность - это не болезнь, это небольшое отклонение от нормы, но при этом и махать на нее рукой, дескать, само пройдет, тоже не выход. Увы, может и не пройти. И тогда подросший ребенок начнет испытывать проблемы в школе, ему трудно будет строить отношения со сверстниками и старшими, и удержать его под заботливым маминым крылом вряд ли удастся.
Ссылки на видеоролики, предоставленные Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
1. Сериал «Десять вопросов о ДТД», серии 1-10.
1) https://cloud.mail.ru/public/2vYd/mF2Vd5wqs
2) https://cloud.mail.ru/public/Bbsf/BKchAkDrf
3) https://cloud.mail.ru/public/FSpf/8bQF95YTk
4) https://cloud.mail.ru/public/FPc6/njm7mm14D
5) https://cloud.mail.ru/public/2pir/eYzE2hwPu
6) https://cloud.mail.ru/public/GiCp/hamcZEXrX
7) https://cloud.mail.ru/public/4DP9/6R83WMXTW
8) https://cloud.mail.ru/public/6Cze/m5xdwT8iA
9) https://cloud.mail.ru/public/6Nvp/8QLFRLEvN
10) https://cloud.mail.ru/public/84hE/8RzA7w25B
2. Цифры https://cloud.mail.ru/public/Cmeu/KxSsipjnC
3. Слова https://cloud.mail.ru/public/Bn4C/oShVp3nu1
4. Мальчики и девочки https://cloud.mail.ru/public/ooVT/tBsVTWdH3
5. Полная версия цифры https://cloud.mail.ru/public/Cmeu/KxSsipjnC