Воспитатели средней группы Р.А. Яворская, И.В. Шаталина
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем с мячиком играть
Игры с мячом "Животные и их детёныши”
Цель: закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры. Бросая мяч ребенку, воспитатель называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч взрослому называет детеныша этого животного.
Слова скомпонованы в группы по способу их образования.
Группа 1. |
Группа 2. |
Игры с мячом “Кто чем занимается? ”
Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей.
Ход игры. Бросая мяч ребёнку, воспитатель называет профессию, а ребёнок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.
Взрослый: |
Дети: |
Игры с мячом “Хорошо - плохо ”
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи.
Ход игры. Дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
Ведущий: Город.
Дети: хорошо, что я живу в городе, можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
Игры с мячом “Что делают эти животные?”
Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных.
Ход игры. Ведущий, бросая мяч каждому ребёнку по очереди, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Ведущий: Собака Кошка Мышка… |
Дети: |
Игры с мячом “Кто кем был?”
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. ТРИЗ.
Ход игры. Ведущий, бросая мяч какому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч ведущему, отвечает на вопрос, кем/чем был раньше названный объект:
цыпленок – яйцом
лягушка – головастиком…
дуб – желудем
хлеб – мукой
рубашка – тканью
дом – кирпичом
Рифмы
Число игроков: 3-5 человек
К любому слову необходимо придумать как можно больше рифм.
Палка – галка – скалка. Ну, в общем, вы меня поняли.
Города
Первый игрок называет город, например, Москва. Следующий продолжает с той буквы, на которую окончилось первое слово, то есть с «А». Архангельск. Теперь цепочка продолжается с К. Киев. Владивосток. Курган. Стоит подкрепить знание российской географии пособием Зайцева «Марки. Города». По крайней мере, нашим мальчишкам это, наконец, дало возможность отличить город от страны. А то они норовили назвать Россию в качестве города. А еще обязательно повесьте карту – пусть высматривают эти самые города: большие и маленькие.
Я знаю
В эту игру мы играли обычно с мячом. Стучали им об асфальт и твердили: «Я знаю пять имен мальчиков: Сережа, Саша, Леня, Лева, Боря». Выбирать можно что угодно: города, страны, продукты, книжных героев и т.д. Есть еще один вариант известной забавы. Все садятся в круг. Один из игроков садится в центр и обращается к кому-нибудь: «Назови пять предметов желтого цвета?», «Назови пять цветов, которые знаешь», «Пять слов на английском».
Наборщик
В качестве основного слова выбираем какое-нибудь длинное и мудреное: например, электрификация, драконология, обмундирование и т.д. Главное, чтобы было достаточно гласных и согласных. Каждому игроку по листочку бумаги и ручке. Задача: составить из исходного слова как можно больше слов. Например, ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ: ЛИК, ЛЕКЦИЯ, ТАРИФ и т.д. Победителем считается обычно автор наибольшего числа слов и самого длинного слова.
Загадал
Игрок загадывает слово, записывает первую букву, второй придумывает второе слово, к первой букве приставляя свою – вторую, и так до тех пор, пока не найдется вариант слова, не имеющий продолжения. Иногда можно блефовать: делать вид, что слово имеет продолжение, и не потеряло смысл. Но такой блеф может в любой момент раскрыться, если ведущий попросит назвать слово.
Первая и последняя буква
Взрослый загадывает слово, называет первую и последнюю букву (имя существительное) и примерно описывает его. Дети должны угадать эту букву.
Балда
Игра простая, довольно известная. Нужно с помощью букв, расположенных на игровом поле, составлять слова. Играют обычно двое, но можно и больше. Игровое поле – это листок в клеточку 5х5, в центральный горизонтальный ряд которого ставится произвольное слово из пяти букв, каждая буква которого находится в отдельной клеточке. В свой ход игрок вписывает букву так, чтобы она располагалась в клетке, смежной уже заполненным клеткам по горизонтали или по вертикали. Иными словами, слева, справа, сверху или снизу относительно уже заполненных клеток. Теперь надо составить слово с этой установленной буквой. По правилам слово должно существовать в словарях, быть именем существительным, в единственном числе и именительном падеже. Такие слова, как «ножницы», «очки», впрочем, употреблять можно. В слове должна быть использована поставленная на поле буква. Чем длиннее слово придумает игрок, тем больше очков получаете. Одна буква — одно очко. Игра заканчивается, когда заполнены все клетки.
Антонимы
Бросаем мячик и говорим «холод». Малыш должен подобрать антоним: «жара». И дальше: «лето» - «зима», «веселый» - «грустный» и т.д.
Кочерга
Очень смешная игра, особенно в среде 4-6-леток. Играющий выбирает себе имя из кухонных вещей: кочерга, тарелка, вилка, ножик, поварешка. Я задаю им вопросы показывая на ребенка. «Как зовут?» - «Кочерга». Если ответил так, а не Витя или Миша, шаг вперед.
- А маму?
- Кочерга (еле сдерживает смех). Еще шаг вперед
- На носу у тебя что?
- Кочерга.
- А питаешься чем?
- Кочергой.
- А бабушка с дедушкой у тебя кто?
- Кочерги.
Если малыш сбился, он просто остается на месте, не делает шаг вперед. Как видим, отрабатываем падежи, учимся изменять существительные в роде и числе.
По такому же принципу играем в игру «Парочки»
Ребенок – дети, человек - люди, жеребенок – жеребята, слоненок – слонята
Мать – отец, дочь – сын, дед – баба и т.д.
Стол (какой?) – деревянный, окно (какое?) – стеклянное, стены – кирпичные.
Ненавязчиво познакомим с суффиксами: самолет – самолетик, пароход – пароходик, лодка – лодочка. Тут очень рекомендую книгу «Русский язык: от игры к знаниям», ИД «Нева». Мы прошли по ней по всем темам, затронув и приставки и суффиксы, меняя род, число и вообще всячески играя со словами под замечательные стихи.
Я иду в поход и беру с собой
Отличная игра на развитие памяти и расширение словарного запаса.
«Я иду в поход и беру с собой…
- Рюкзак, - говорит первый ребенок, и передает мячик другому.
- Я иду в поход и беру с собой рюкзак и ложку, - говорит второй.
- Я иду в поход и беру с собой рюкзак, ложку и лодку, - говорит третий.
Интереснее играть в сюжетные игры:
Жил-был на горе великан, однажды он попал в капкан (продолжает игрок), посадили его в чулан, и попался ему на глаза таракан.
Словесный волейбол
Все встаем в круг. Пошире. Кидаем мяч через центр круга. Называем существительное, а тот, кто ловит – глагол. Костер – горит, самолет – летит. За бессмыслицу – временно выходим из игры.
Укрась слово
К любому существительному подбираем как можно больше прилагательных. Например, зима. Какая она? Холодная, снежная, ледяная, суровая, долгая и т.д.
Первая буква.
Отлично сочетается с кубиками «Пять в кубе» и любыми другими алфавитными буквами. Можно достать из мешка кубик с буквой и назвать скороговоркой как можно больше предметов, начинающихся с «А», «Б», «В», «Г».